Как выбрать велосипед?

Запланировав покупку велосипеда определенной стоимости, посетите несколько специализированных магазинов, чтобы иметь представление о различных марках, которые больше всего подходят по цене. При этом лучше всего выбирать ту модель, которая будет иметь самые высокие технические характеристики, в том числе наиболее качественную раму. Визуальное оформление велосипеда, а точнее фонарики, крылья и множество других приспособлений, никак не влияющих на эксплуатационные качества модели, не должны играть решающую роль в выборе. Все это можно установить на велосипеды любой марки и в любое время. Не последним критерием при выборе, а скорее даже важным, является авторитет фирмы-производителя и продавца в данном сегменте рынка.

Страна-производитель

Последнее время большинство ведущих производителей бытовой техники и электроники производят сборку на территории Азии, и это не составляет никакой тайны. От них не отстают и вело-производители. Кроме того, многие американские и европейские фирмы-производители, в том числе и Specialized, Scott USA, Marin, Shwinn, GT, Trek практикуют размещение заказов на изготовление своих велосипедов различных моделей на заводах других производителей, а точнее китайских и тайваньских. По этой причине, выбирать велосипед из-за наклейки на раме не стоит, если его стоимость не превышает более $1200, так как его происхождение не самое «элитное». В частности речь идет о бюджетной категории горных велосипедов, стоимость которых варьируется в пределах $300.

Правильный выбор размера

Самая распространенная ошибка при покупке велосипеда - неправильно подобранный размер. Чаще всего это происходит по причине отсутствия ассортимента в отдельно взятых магазинах или торговых центрах, то есть покупателю не из чего выбрать. Важно запомнить, что любая фирма-производитель выпускает несколько ростовок любой модели велосипедов. Размер рамы-это не что иное, как расстояние от оси каретки до конца пересечения подседельного штыря с подседельной трубой. Измерения производятся в дюймах.

Размер Дюймы Сантиметры
Очень маленький XS . XSmall 14" 35,4
Маленький S . Small 16" 40,6
Средний M . Medium 18" 45,7
Выше среднего L . Large 20" 50,8
Большой XL -Xtra Large 22" 55,8
Сверхбольшой XXL 24" 60,8

Несколько рекомендаций по правильному подбору размера рамы в соответствии с ростом:

Рама Рост, см
14" 135-155
16" 150-165
18" 165-178
20" 175-185
22" 185-195
24" 190- 210 и более

Для хардтейлов (велосипеды с передним амортизатором):

Размер 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24
Рост см. 135-150 150-160 155-165 165-175 170-180 175-185 180-190 185-190 185-195 190-200 195-210

Раму необходимо подбирать в зависимости от индивидуального строения человека. Одним из важных значений правильного выбора рамы является длина ног. При этом не стоит забывать о том, что у каждого производителя существует своя собственная геометрия рам, которая отличается от других. Таким образом, рама размером 18² у одного производителя может отличаться от рамы в 18² другого, не смотря на то, что они должны быть одинаковы.

Главное правило подбора размера велосипедной рамы: встаньте на ровную поверхность, велосипед поместите между ног. Расстояние между вами и рамой должно быть около 10 см. Это необходимо для уменьшения травматизма при аварийном и резком соскакивании во время движения. В случае если вы любитель спокойной езды, то это правило можно опустить, но тогда вы должны отдавать себе отчет в своем выборе. Часто это правило игнорируется при выборе байка для подростка. И это не удивительно. Не все могут себе позволить приобретать новый велосипед каждый год.

Определение размера велосипедной рамы по формуле Эйнштейна:

  • Произведите замер длины ног
  • Полученную величину умножьте на 0,56
  • Далее итог разделите на 2,54
  • Полученное число - фактический рост

Чаще всего, лучшим способом выбора ростовки является консультация специалиста (продавца).

Хардтейл (жесткий хвост — англ.)- велосипед, имеющий переднюю амортизационную вилку.

Выбор велосипеда хардтейл

На сегодняшний день это наиболее популярный тип горных байков во всем мире, да и самый основной.

Большинство спортсменов используют именно этот тип, участвуя в олимпийском виде спорта - кросс-кантри.

Чаще всего изготавливаются из хроммолибдена, карбона, алюминия и титана.

Для лучшего торможения, более агрессивные и маневренные модели оборудуются дисковыми тормозами. Это делается потому, что они более мощные, чем ободные тормоза. Также такие велосипеды могут иметь либо гидравлический, либо механический привод.

Дисковые тормоза

Хардтейл комфортный- предназначен для комфортной езды

Хардтэйл комфортный

Комфортный хардтейл. Данная модель с передним амортизатором прекрасно подходит для любителей спокойной и комфортной езды. Благодаря выносу руля, посадка более прямая. Чаще всего седло располагается на амортизированном подседельном штыре. Плавное и бесшумное передвижение по асфальтному покрытию достигается благодаря не особо развитому протектору средней толщины, что характерно для данного типа велосипедов.

Двухподвес (full suspension) — Самый распространенный и главный представитель семейства полноподвесочных горных байков.

Двухподвес (full suspension)

Комфортная езда на этом типе горных велосипедов достигается за счет наличия амортизатора и спереди, и сзади.

Многие из них производятся из алюминия, реже-из карбона. Наиболее дешевые модели выполнены из стали.

Вес: 10,5-16 кг (алюминий)

Цена: от 30 000 до 200 000 рублей

Фрирайд. Двухподвес - отличный выбор для любителей экстрима.

 Фрирайд Двухподвес

Главное отличие от предыдущей модели - двухкоронная вилка. Кроме этого велосипед этого типа оборудован либо дисковыми тормозами, либо гидравлическими. Соответственно, данный тип отличается большим весом.

Чаще всего для их производства используется алюминий.

Механизмы и узлы горных байков

Не смотря на то, какой марки вы выберете велосипед, все его детали, не считая рамы, произведены разными фирмами-производителями. По этой причине становится сложно в них разобраться. Рассмотрим самые важные части байка.

Амортизационная вилка

Если говорить о жестких передних вилках, то они уже в прошлом. На современных моделях горных велосипедов амортизационные вилки неотъемлемый атрибут, и только самые бюджетные модели их не имеют. Наибольшее распространение получили пружинно-эластомерные амортизационные вилки. Также встречаются более дорогие виды, к которым относятся пружинно-гидравлические и воздушные (самые новые). В зависимости от модели горного байка ход вилки отличается. Таким образом:

  • кросс-кантри - 2,5-4,5 дюйма;
  • даунхилл - 4,5-7 дюймов.

Среди производителей вилок наиболее известны следующие: HeadShok (Cannondale), Rock Shox, RST, Manitou, Marzocchi. Более того, достаточно популярными стали вилки, которые произведены в Тайване, но при этом, обладающие достойными характеристиками и доступной стоимостью. Среди тайваньских производителей известны: Ballistic, SR Suntour, Top Gun.

Переключатели

Переключатели делятся на передние и задние. Они имеют самое важное значение, как деталь горного велосипеда, после рамы. Благодаря переднему переключателю происходит перебрасывание цепи между тремя передними звездами на системе. За счет заднего переключателя происходит перебрасывание цепи между 6-9 задними звездами на кассете. Самые популярные переключатели производятся фирмами SRAM и Shimano.

На руле располагаются манетки-ручки переключателей, которые приводят их в действие. Левая ручка приводит в действие передний переключатель, а расположенная справа - задний.

Манетки существуют двух типов:

  • Rapidfire (рэпидфайр), произведенные фирмой Shimano. Они имеют два рычажка. Один из них перебрасывает цепь со звезд большего размера на меньшие, а второй рычажок - обратно. Переключаются они с помощью пальцев (указательного и большого).
  • Grip Shift (грипшифт), представленные фирмой SRAM. Данный переключатель внешне напоминает ручку переключения газа на мотобайках. Переключатель приводится в действие путем вращения ручки. Отличается от предыдущего вида тем, что позволяет переключать скорости одним движением. Выбор между этими системами зависит сугубо от технических пристрастий каждого, так как очевидных преимуществ перед друг другом они не имеют.

Более дешевые велосипеды могут быть оборудованы переключателями Top Mounts (таблетки), которые имеют один рычажок. Распространены таблетки от фирм SRAM и Shimano.

Тормоза

Самые распространенные и популярные считаются тормоза V-brake (ви-брейк) от фирмы Shimano. Появившись на рынке, они сразу завоевали огромную популярность, отличаясь особой надежностью, малым весом и безукоризненной работой. Выпуск подобных тормозных систем наладили и другие фирмы. Наиболее известны среди них Tektro и Avid. В этом году появились тормоза "ви-брейк" от SRAM.

Стоит выделить фирму Magura. Она производит гидравлические велотормоза. Их высокая цена абсолютно отвечает их качеству. Из-за высокой стоимости, необходимости наличия особенной втулки, а так же несовместимости со многими рамами, они не получили широкого распространения.

Система

В систему входят шатуны и передние звезды. Можно даже сказать, что это сердце горного байка. Главными требованиями к системам выступают небольшой вес и жесткость. Многие велосипеды оборудованы системами от известной фирмы Shimano. Кроме этого, популярны и системы от фирмы Sugino, SR Suntour, Tracer, Cyclone, CODA.

Основа велосипеда - рама

Это один из важных конструктивных элементов. На сегодняшний день существуют рамы из стали, хроммолибдена, алюминия, титана, магния, карбона и специальных стальных сплавов.

Сталь является самым распространенным материалом, который используется для изготовления младших, бюджетных моделей горных байков. Среди плюсов можно выделить низкую стоимость, простоту в изготовлении и хорошую прочность. Самый большой минус - большой вес.

Хроммолибденовая сталь. Представляет собой сплав молибдена и хрома. Присуще все качества стали, но при этом обладает меньшим весом, чем и отличается от стали.

Алюминий. Несмотря на свою легкость, он обладает высокой прочностью. Благодаря ему появилась возможность изготовления рам, трубы которых имеют больший диаметр и толщину стенок. Его используют велосипеды среднего класса и выше. Рамы, выполненные из этого материала, отличаются более агрессивным видом.

Титан. Относится к дорогим материалам, отличается прочностью. Не имеет большого распространения, так как имеет высокую стоимость и мало чем отличает от алюминия и хроммолибденовой стали.

Магний. Определенная новинка в производстве велосипедов. Хоть и легкий, и прочный, но имеет высокую стоимость. Только начинает завоевывать рынок.

Композиты. Достаточно новый материал, используемый в производстве велосипедов. Для производства рам из композита используют фиберглас, нити карбона, кевлар, а также различные смолы, используемые для скрепления. Благодаря различным комбинациям материалов, смол, а также методов скрепления, достигаются разные заданные характеристики. Рамы из композита не устойчивы к падениям и ударам.

Спецсплавы. Имеют уникальные характеристики, которые порой превосходят характеристики легендарного титана. Чаще всего в состав таких сталей входят редкоземельные элементы.

На сегодняшний день, среди всех материалов, лидирует алюминий. Но однозначно сказать, какой материал лучше - нельзя.

Качественную раму можно отличить по «баттингу».

Он представляет собой процесс изготовления труб. Он позволяет получить изделия, имеющие различную толщину стенок. Таким образом, благодаря «баттингу», места с более высокой нагрузкой получают более толстые стенки, а там где нагрузка минимальна, то и стенки более тонкие. За счет этого рама велосипеда становится более прочной, а ее вес не увеличивается, даже наоборот, становится легче. Баттинг делят на три вида:

  • одинарный. Только один конец трубы с увеличенной толщиной стенок;
  • двойной. Оба конца усилены;
  • тройной. Толщина изменяется трижды.

Производители горных велосипедов стремятся уменьшить вес байков, и только с помощью баттинга им удается приблизиться к отметке в 1300 гр.

Если говорить относительно стоимости рам, то самыми дешевыми являются стальные. Далее следуют хроммолибденовые, затем титановые и карбоновые. При этом алюминиевые, хроммолибденновые и титановые отличаются стоимостью и в зависимости от их качества. Поэтому качественная алюминиевая рама может быть дороже некачественной титановой. Кроме этого, на стоимость влияет вес рамы, производитель и ее качество.

Навесное оборудование

Навесное оборудование относится к важным критериям, на которые стоит обратить внимание при покупке велосипеда. Главный ориентир - оборудование от японского производителя Shimano. Условно их можно разделить на спортивный класс и любительский. В таблице ниже приведен сравнительный перечень оборудования от Shimano и SRAM.

Тормоза для велосипеда Шимано

Shimano Краткая характеристика SRAM
XTR Для профессионалов велоспорта. X.0
Deore XT* Ориентир для любителей, активно используется спортсменами, высокая цена X.9
Deore LX* (до 2009 года)
SLX (с 2009 года)
Настоящее качество. Предназначены для самых крутых любителей и спортсменов X.7
Deore Начальная спортивная группа. X.5
Nexave Ориентированна прежде всего на велотуристов -
Alivio Лучшее для любителей X.4
Acera Средний хороший уровень для любителей 3.0 / MRX
Altus Средний хороший уровень для любителей 3.0 / MRX
Tourney ** Хороший начальный уровень для любителей TRX

* — ради лаконичности часто указывается просто как XT и LX, опуская приставку Deore перед наименованием.
** — иногда для простоты просто указывается SIS, что означает — Shimano Index System

Любители быстрой, а также агрессивной бездорожной езды предпочитают спортивный класс оборудования, что совсем не удивительно. Оно имеет меньший вес, высокую надежность.

Чаще всего на один байк устанавливается оборудование разных классов для того, чтобы можно было достичь лучших показателей при доступной стоимости.

Сопутствующие аксессуары

Покупкой одного велосипеда вам не обойтись. Рекомендуется приобретение следующих вещей, наличие которых если не обязательно, то желательно: фляга, насос, шлем, запасные камеры, крылья, проблесковый маячок или фонарик, универсальный перочинный ножичек, имеющий отвертки и шестигранники. Всё это обязательно вам пригодится! Желаем приятной езды!

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Дополнительная информация